Большая советская энциклопедия


В закрытых помещениях б. или м. значительного объёма слушатель воспринимает, кроме прямого звука, ещё и ряд его запаздывающих повторений, обусловленных отражениями от ограничивающих поверхностей и быстро следующих друг за другом. Вследствие поглощения звуковой энергии при каждом отражении и в процессе её распространения эти повторения ослабляются тем сильнее, чем больше их запаздывание относительно прямого звука. После выключения источника звука количество отражённой энергии в помещении убывает до тех пор, пока она не будет поглощена; это постепенное затухание звука наз. реверберацией. Продолжительность реверберации является важнейшим фактором, определяющим акустич. качество залов. При чрезмерно медленном затухании звучание речи и музыки оказывается недостаточно чётким, при короткой реверберации речь звучит слишком глухо, а муз. звучания утрачивают слитность и выразительность. Даже при оптимальной реверберации на акустич. оценку зала влияют распределения времён прихода ранних, более интенсивных отражений, а также и направления, по к-рым они достигают слушателя. Наиболее благоприятные условия различны не только для речи и музыки, но и для муз. произведений различного характера (камерная, эстрадная, симфонич. музыка). Поэтому акустич. проектирование концертных залов (выбор формы, размещение слушателей, обработка ограничивающих поверхностей рассеивающими и поглощающими конструкциями, применение подвесных отражателей и т. д.) нередко требует компромиссных решений. В залах большой вместимости условия слышимости могут быть улучшены применением электроакустич. систем усиления и искусств. реверберации; выдающимся примером электроакустически оснащённого зала универсального назначения (конгрессы, концерты, опера, звуковой кинопоказ) может служить большой (6000 мест) зал Дворца съездов в Московском Кремле.










Newsletter

Highlights